Консультация для родителей!

Учитель-логопед: Сметанина Е.Г.

Обучение ребёнка грамоте – очень важный этап в его развитии. От того, как ребёнок овладеет чтением, во многом зависит успешность обучения в школе.
Одна из важнейших задач при обучении грамоте – это овладение навыками анализа и синтеза слов и предложений. Без умения соединять звуки (буквы) в  слоги и слова, выделять звуки (буквы) из слова, определять их место и количество в слове ребёнок не научится хорошо читать и грамотно писать.

         Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

-Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, сонорных);

-сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать и различать и дифференцировать звуки родного языка;

-готовность к звуковому анализу и синтезу слов, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова, анализ гласных звуков, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;

-знакомство с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие;

   — умение работать со схемой слова, предложения;

Звуки бывают гласные и согласные. 

       Гласные звуки- это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные умеют петь. Они поют(голосят)могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают символом  красного цвета.

Согласные звуки — это звуки, при произнесении которых воздушная стуя встречают преграду: губы, зубы или язык (произносим звук «Б»- мешают губы). Они согласны дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма). Поэтому эти звуки и назвали согласными звуками. Твердые согласные обозначаются синим цветом, мягкие согласные — зеленым цветом.

    При обучении детей важно помнить, что:

— Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь

письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в

звучащую речь.

— Знакомству и работе ребенка с буквами предшествует звуковой период

обучения.

-На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки и

соответствующие им буквы одинаково – т. е. так, как звучит звук.

-Не смешивайте понятие звук и буква. Помните: звук мы слышим и

произносим, а букву — видим и можем ее писать.

-Знакомить с буквами, давайте только печатные образцы.

-Максимальная продолжительность занятий для пятилетних детей

составляет- 20 минут, для шестилетних- 25 минут.

-Будьте щедрыми на похвалу,  выражайте свою радость и уверенность в его дальнейших успехах.

         

Уважаемые, родители, предлагаем Вам игры, направленные на обучение грамоте дошкольников!

 

  «Назови первый звук в слове»

Цель: выработка навыка определения первого звука в слове.

Ход игры: взрослый называет слово, ребенок должен выделить голосом первый звук в слове и назвать его именно так, как звук звучит в слове. Например: кот – в слове «кот» первый звук К, кит – в слове «кит» первый звук Кь, сад – в слове «сад» первый звук С, сено – в слове «сено» первый звук Сь.

 «Подбери словечко»

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Ход игры: взрослый просит подобрать слово с заданным звуком, ребенок

называет одно или несколько слов. Например, «Назови мне слово со

звуком Ш» – школа, карандаш, мишура. «Назови мне слово со звуком Бь»– бинт, ребенок, белка. В качестве усложнения можно попросить назвать

слова с заданным звуком в определенной позиции (вначале, середине и

конце слова).

 «Поймай звук»

Цель: выработка навыка выделения заданного звука в звуковом ряду.

Ход игры: взрослый предлагает выполнить определенное действие, когда ребенок услышит заданный звук среди других произносимых взрослым звуков. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А» далее взрослый медленно и четко произносит: О, А, К, У. А, Б, Л, О, А.

 «Волшебные звуки»

Цель: Развитие слухового внимания и обучению звукобуквенному анализу. Взрослый договаривается с ребенком о том, что какие-то два звука, например, «а» и «д», они будут считать волшебными. Если ребенок услышит звук «а», он должны взять себя за ухо. Если услышит звук «д» — за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой встречаются эти звуки, или просто произносит ряд слов, а ребята слушают и выполняют нужные действия. Можно спеть вместе с ребенком

известную песню, соблюдая правила игры.

 «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]». Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным. 

«Первый-последний»                                                                                                                  Взрослый предлагает ребенку по очереди 8-10 слов, в которых он называет первый и последний звуки. Слова проговариваются медленно, чтобы ребенок смог уловить звуки.

Арбуз, ворона, носок, барабан, совок, кошка, школа, мясо, муравей, паук.

 «Волшебные превращения»

Для усвоения темы звуковой анализ слова, надо научить детей

преобразовывать слова путем замены в них звуков и получать новые слова.

Играющие выбирают слово, заменяют в нем первый, второй, третий звуки

так, чтобы получились новые слова. Слово «дом». Замените в нем первый

звук: Дом — Сом — Ком — Лом — Ром. У кого больше получилось слов?

 «Узнай звук». Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем.

 Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит.

 «Волшебная цепочка»

Назовите любое слово и предложите ребёнку придумать слово на последний звук вашего слова, вы придумываете слово – на последний звук придуманного ребёнком слова и так далее (рама – аист – танк – капуста…)

Желаю успехов!

Добавить комментарий