Доступная среда

 

Доступная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

     Одной из важных задач является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды,  образование,  а также доступность информации и каналов коммуникации.

     Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Cпециально оборудованные учебные кабинеты. Наличие оборудованных учебных кабинетов

Все помещения используются детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Вид помещения Функциональное использование Оборудование
Музыкальный  зал Непосредственная образовательная деятельность, праздники, развлечения, утренняя гимнастика, индивидуальные занятия Фортепиано,  детские музыкальные инструменты, дидактические игры, фонотека, нотный материал, музыкальный центр,  стереосистема, мультимедийная техника.
Физкультурный зал Непосредственная образовательная деятельность, спортивные праздники и развлечения, утренняя гимнастика, индивидуальные занятия

Занятия по физической культуре.

Спортивное оборудование и спортивный инвентарь.
Кабинет учителя-логопеда Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность (диагностика и коррекция психических процессов и нарушений в познавательной деятельности.) Диагностический и коррекционный материал;  дидактические и  наглядные пособия и игрушки, зеркало.
Методический кабинет Методическая работа с воспитателями, консультирование, семинары, методическое обеспечение. Справочная, психолого-педагогическая, научно-методическая, детская  литература;  периодические издания; нормативно-правовые документы;  материалы по самообразованию, материалы из опыта работы педагогов; диагностический материал;  компьютер,  выход в интернет.
Групповые комнаты •        Группы раннего развития (1,5-3 года) – 4 группы Организация приема пищи, образовательной деятельности, развитие способностей ребенка через организованную ПРС среду Уголок познавательно-исследовательской деятельности
уголок природы
уголок по ПДД, безопасности
уголок физического развития, уголок творчества, книжный уголок, театрализованный уголок и другое.
·                   Группы общеразвивающей направленности (3-7 лет) – 7 групп 
·                   Группы компенсирующей направленности – 2  группы

 

Объекты для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий:

    Все объекты для проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности детей обеспечены необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм.

    Для полноценного осуществления образовательной деятельности в ДОУ учебные зоны, объекты спорта, культуры оснащены всем необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с требованиями санитарных правил для освоения основной образовательной программы дошкольного образования и дополнительных образовательных программ ДОУ.

    В группах детского сада организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности детей; в том числе уголки уединения оригинальной конструкции.

    Группы оснащены необходимым современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.

    Предметно — пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка. Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются  мягкие модули, используется мягкая мебель и т.д. Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Все объекты для проведения практических занятий используются детьми с ОВЗ.

Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

   В ДОУ имеется методический кабинет, где находится методическая литература. В каждой группе есть необходимая методическая литература для педагогов, а для детей с ОВЗ и инвалидов книжные уголки. В книжных уголках размещается детская литература, альбомы, картинки различные, открытки.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В дошкольном образовательном учреждении имеются оборудованные объекты спорта для детей, в том числе для детей с ОВЗ:

—   спортивная площадка, расположенная на территории ДОУ оснащена разнообразным оборудованием;

—    физкультурный зал для занятий физической культуры, оснащен всем необходимым оборудованием:

   Оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствует возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям, количество оборудования определяется из расчета активного участия детей в процессе разных форм двигательной активности.

    В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различное спортивное оборудование, в том числе и для профилактики плоскостопия.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья имеются.

В МБДОУ г. Астрахани № 81 для воспитанников и  лиц с ограниченными возможностями здоровья доступны для использования следующие кабинеты:

—  кабинет учителя-логопеда;

— музыкальный зал;

 — физкультурный зал

 Детский сад и кабинеты оснащены и имеют в своем распоряжении ноутбуки, персональные компьютеры,  интерактивная доска, экран с проектором.

Для электронного документооборота, сбора и обмена информацией активно используется интернет и электронная почта.

Созданы аудиотеки, видеотеки с методическим материалом для детей, сотрудников, родителей с необходимым набором литературы различной тематики. Педагоги активно используют в педагогической деятельности компьютерные презентационные слайд-фильмы развивающей и познавательной тематики.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение доступа в здание МБДОУ г. Астрахани № 81 инвалидов и лиц с особыми возможностями здоровья.

В МБДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:

  • В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
  • Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно — развивающую деятельность, прошедшие специальные курсы повышения квалификации.
  • При организации  образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование.

Специальные условия питания

  В ДОУ организовано сбалансированное  4-х разовое питание в соответствии с примерным 10 — дневным меню, утвержденным заведующим.

Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4..3590-20 «Санитарно-эпидемелогические требования к организации общественного питания населения».

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.

Специальные условия охраны здоровья

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется медицинский и процедурный кабинет. В штате учреждения имеется должность медицинской сестры.

В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.

В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно — телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ. Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления ноутбуки, персональные компьютеры, 4 из которых  имеют выход в Интернет.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет заведующего, документы, регламентирующие работу детского сада.

В ДОУ Разработано и утверждено: Положение об официальном сайте в сети-Интернет. Аудитория сайта: педагоги, родители, социальные партнеры, органы управления образования города и области.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам не предусматривается.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

В ДОУ имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

— интерактивная доска, мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук)

 — музыкальные центры (музыкальный).

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.

 Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

— В ДОУ общежития не предусмотрено

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

— Наличие общежития, интерната, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

 

 

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры